Главная
Критерии масштабности

Существенный критерий оценки гармоничности застройки — ее масштабность. Масштабность — это соразмерность с человеком, соотнесенная со степенью крупности формы. Критерий масштабности применительно к жилой застройке имеет особенно большое значение, так как жилая среда, более чем какая-нибудь другая, должна быть соразмерна с человеком. Поэтому очень высокие жилые здания часто бывает необходимо сочетать со зданиями средней или пониженной этажности или членить их на более мелкие элементы, которые должны способствовать созданию среды, соразмерной человеку.

Понимание масштаба и величины объекта необходимо для реального представления о проектируемой территории и сложности его композиционной структуры. Наиболее наглядным методом для этого является метод сравнения проектируемой территории с застройкой равновеликих территорий в исторически сложившихся частях города, приведенных к одному масштабу.

Можно выделить три формы масштабных связей: отношение части к целому и частей между собой; отношение величины и объема объекта к пространственной среде и отношение величины и объема объекта к человеку.

Несмотря на разнообразие приемов организации жилой застройки, в советской архитектуре сформировалась и продолжает развиваться весьма определенная концепция формы жилого комплекса. Для современного градострои-тельства характерна приверженность к визуально четкой организации жилого образования — будь то отдельный жилой комплекс, рассчитанный на несколько тысяч человек, микрорайон или крупный жилой район. Отказав-шись от периметральной застройки кварталов и на некоторое время перейдя к живописно свободным приемам построения жилых комплексов, архитекторы снова, на новом уровне вернулись к четко организованным прост-ранственным композициям, которые свидетельствуют о стремлении к структурности и систематичности их построения.

Не менее характерная черта формы жилых комплексов в советской архитектуре последнего времени — прост-ранственность общего композиционного построения и связанная с нею пластика и силуэтность застройки. В этой связи рассмотрим факторы, влияющие на композицию градостроительной формы. Они общеизвестны: структура города, для которого проектируется жилой комплекс, функциональные требования к последнему, ситуация (мест-ные условия) района строительства, типы жилых и общественных зданий и т. д. К этому добавляются осо-бенности образа жизни в советских городах — основные формы деятельности удовлетворяются общественными учреждениями, а массовым видом передвижения служит городской транспорт. Это определяет состав и расположение элементов жилых комплексов и структуру транспортных и пешеходных коммуникаций.

Можно выделить три формы масштабных связей: отношение части к целому и частей между собой; отношение величины и объема объекта к пространственной среде и отношение величины и объема объекта к человеку.
Несмотря на разнообразие приемов организации жилой застройки, в советской архитектуре сформировалась и продолжает развиваться весьма определенная концепция формы жилого комплекса. Для современного градострои-тельства характерна приверженность к визуально четкой организации жилого образования — будь то отдельный жилой комплекс, рассчитанный на несколько тысяч человек, микрорайон или крупный жилой район. Отказав-шись от периметральной застройки кварталов и на некоторое время перейдя к живописно свободным приемам построения жилых комплексов, архитекторы снова, на новом уровне вернулись к четко организованным прост-ранственным композициям, которые свидетельствуют о стремлении к структурности и систематичности их построения.

Не менее характерная черта формы жилых комплексов в советской архитектуре последнего времени — прост-ранственность общего композиционного построения и связанная с нею пластика и силуэтность застройки. В этой связи рассмотрим факторы, влияющие на композицию градостроительной формы. Они общеизвестны: структура города, для которого проектируется жилой комплекс, функциональные требования к последнему, ситуация (мест-ные условия) района строительства, типы жилых и общественных зданий и т. д. К этому добавляются осо-бенности образа жизни в советских городах — основные формы деятельности удовлетворяются общественными учреждениями, а массовым видом передвижения служит городской транспорт. Это определяет состав и расположе-ние элементов жилых комплексов и структуру транспортных и пешеходных коммуникаций.

 

Организация жилых районов

Решения для города