Главная
Объекты разработки вариантов

Варианты функционального зонирования целесообразно сравнивать по санитарно-гигиеническим условиям взаимного размещения промыш-ленности и селитебной зоны, удобству связи между всеми зонами города (селитебной — с местами труда и отдыха, внешнего транспорта — с про-мышленной и жилой зонами и т. д.), экономическим показателям освоения территории и оборудования, по возможности развития планировочной структуры города. По оптимальному сочетанию этих показателей выбирается рекомендуемый вариант зонирования.

В процессе экспериментального проектирования установлено, что объектами дальнейшей разработки вариантов, как правило, должны быть:

а) промышленная зона. Варианты — от ленточного размещения предприятий в два ряда до компактного решения с последовательным по отношению к жилой зоне размещением предприятий по убывающему классу вредности — в экспериментальном проекте сопоставляются по степени кооперирования предприятий, эффективности использования территории, протяженности коммуникаций и другим показателям;
система связей. Варьируется расположение промышленной и жилой зон, число и плотность магистралей, скоростной и обычный вид транспорта с различными расстояниями между остановками, схемы движения — пересадочная, беспересадочная, экспрессная и т. д. Анализ вариантов проводился по показателям затрат времени, протяженности магистралей и капиталовложениям;

б) структура жилой зоны. В экспериментальном проекте составлена се-рия схем, варьирующих размер и число жилых районов (начиная от восьми районов с числом жителей по 20 тыс. и до трех-четырех районов по 45—60 тыс. жителей). Анализ структуры жилой зоны по условиям культурно-бытового обслуживания и другим показателям организации жилых районов включает степень концентрации учреждений (величину центра), радиус обслуживания и удобства доступности центров, их связь с остановками общественного транспорта, местоположение районов относительно магистральных улиц с общественным транспортом. Комплексная оценка этих условий в различных вариантах показывает целесообразность в данных условиях создания жилых районов преимущественно на 25—30 тыс. жителей, использования общегородского центра как центра обслуживания прилегающих жилых районов (района), объединения общественного центра легкой промышленности и смежного жилого района;

в) размещение общественных центров. В состав центров входят: центр управления производством и науки, общественно-административный комплекс города, культурно-зрелищный центр, торговый центр, спортивный центр, а также специализированные центры — детский (с Дворцом пионеров), учебный и выставочный. Различные подходы к их размещению в экспериментальном проекте иллюстрируются двумя приемами — концентрированным и рассредоточенным (линейным) решением зоны общественных центров. Сопоставление указанных приемов выявило применительно к данному городу известные преимущества первого приема. К числу их относятся:
возможность создания целостного архитектурного ансамбля городского центра, системы взаимосвязанных площадей и сооружений;

г) удобство обслуживания населения разнообразными учреждениями центра, возможность совместить в одно посещение несколько видов обслуживания;

д) организация удобной связи центра с конечными пунктами внешнего транспорта (автомобильным и железнодорожным вокзалами) и, следовательно, необходимое развитие межрайонной функции городского центра.

 

Организация жилых районов

Решения для города