Главная
Прогнозирование развития города

Знание объективных закономерностей, управляющих внутригородским расселением, исключает произвольный выбор одной из указанных принципиальных схем для любой градостроительной ситуации. Опираясь на закономерности, можно очертить следующие области возможного применения каждой схемы:

первая схема применима для крупных промышленных городов с мощными производственными комплексами и относительно компактной селитебной зоной;

создание селитебно-промышлен-ных районов практически возможно лишь в условиях формирования городов с сильно расчлененной планировочной структурой;

интегрированная планировочная организация возможна для тех городов, в которых значительная часть мест приложения труда по своим экологическим параметрам пригодна для размещения между жилыми районами внутри селитебной зоны (например, города научного профиля, легкой промышленности и др.).

Различные схемы (типы) планировочной организации определяют в каждом случае особенности транспортных связей. При функциональном зонировании (первая схема) и интегрированном типе (третья схема) система связей представляет собой единую систему. При комплексных районах она разделяется на ряд локальных, но взаимосвязанных подсистем.

При единой системе связей весьма остро ставятся проблемы организации транспорта, в том числе: обеспечение перевозок в часы пик и допустимого времени передвижений на максимальных радиусах расселения; «уравновешивание» потоков в пределах всего города; разделение и трассировка обычного и скоростного транспорта. Важнейшими критериями оценки системы расселения и планировочной организации города становятся показатели времени доступности мест приложения труда и экономической эффективности работы транспорта. При локальных взаимосвязанных подсистемах (вторая схема) на первый план выдвигается проблема создания скоростных видов транспорта по направлениям межрайонных связей и связей с центром города.

Таким образом, преобладающее требование к организации города, вытекающее из условий и закономерностей фактического расселения,— это обеспечение функционально-пространственной целостности города, создание единой системы связей, открывающей возможность регулирования процесса расселения во времени.

Наиболее сложный вопрос прогнозирования развития города — моделирование изменений условий расселения в связи с ростом города и изменением его профиля. Такая задача часто возникает при проектировании новых городов с химической, машиностроительной или металлургической промышленностью, когда в процессе роста возникают новые производственные комплексы. Возникновение новых районов приложения труда вызывает изменение условий расселения, необходимость корректировки функционально-планировочной организации, выбора новых территорий для жилой застройки. При этом возникает задача создания условий для такого расселения, при котором трудовые передвижения по времени сообщения оставались бы по возможности оптимальными на каждом этапе развития города. Это означает, что рост города не должен приводить к резкому ухудшению условий расселения, хотя при этом нельзя, разумеется, избежать известного увеличения средних затрат времени на трудовые поездки по городу в целом.

 

Организация жилых районов

Решения для города