Главная
Ступенчатое построение

Ступенчатое построение — методический принцип формирования селитебной зоны города. Но в зависимости от его величины, народнохозяйственного профиля и градостроительных особенностей в конкретном творческом решении должны каждый раз видоизменяться состав, соподчиненность и сочетание основных элементов планировочного районирования.

В проектной практике много усилий отдано творческому развитию ступенчатой системы застройки селитебной зоны, формированию микрорайонов и жилых районов. Однако наряду с положительными чертами этой системы в последние годы выявился и схематизм проектных решений. Исследования и практика строительства последних лет показывают, что не все звенья ступенчатой системы в одинаковой мере жизнеспособны, особенно в связи с новыми тенденциями развития общественного обслуживания в условиях ускорения научно-технического прогресса.

Деление учреждений обслуживания на повседневное, периодическое и эпизодическое носит условный характер и постоянно меняется, так как жители городов в зависимости от бюджета своего свободного времени и по мере расширения форм досуга и обслуживания все чаще пользуются социальными услугами высокого стандарта (обычно относимыми к эпизодическим формам). Поэтому совершенствование ступенчатой системы и разработка принципиально новых стуктурных принципов и приемов планировки являются важной и актуальной градостроительной проблемой.

Как показывают поисковые исследования, новые возможности открывает интегрированная планировочная структура города из меньших по размеру и более дифференцированных функциональных зон в их тесном взаимном пространственном сочетании. При этом образуются многофункциональные планировочные комплексы и районы (места труда, жилая среда, общественные центры, рекреации), сопряженные с центром тяготения — общественно-транспортным узлом внутригородского и внегородского значения. Необходимым условием являются сочетание в структуре города скоростных и обычных транспортных линий, создание ранжированных по охвату и доступности общественно-транспортных узлов. Характерным для интегрированного планировочного районирования становятся активное освоение, интенсификация использования городского пространства, многоярусные, многоуровневые планировочные узлы и комплексы, особенно в центре города, а также дифференцированная плотность расселения и переменная (в одном и том же городе) величина и структура первичных планировочных единиц.

Для интегрированной и органичной планировочной структуры не характерны стандартные по размеру, однотипные микрорайоны и жилые группы — их сменяют разнообразные по составу многофункциональные планировочные комплексы и районы. При этом обогащается архитектурно-пространственный облик застройки на основе контрастно-гармонического сочетания таких разных объектов, как жилые, общественные, административные и научно-производственные здания. Архитектурная композиция города и внешние проявления его планировки (силуэт, панорама, перспективы) находят дополнительные основания в согласованном порядке планировочных осей и узлов, в композиционной целостности и разнообразии интегрированной среды города.

 

Организация жилых районов

Решения для города