Главная
Видовые трассы

В последние десятилетия на обширных площадях нашей страны происходят значительные изменения в соотношении естественной и преобразованной человеком среды, резко возрастает урбанизированность территорий, насыщенность их транспортными и инженерными сооружениями и коммуникациями. Все это не может не отражаться на важной проблеме архитектурно-эстетической организации ландшафтов объектов районной планировки. Вместе с возникающими изменениями ландшафтов территорий повышаются культурный уровень и пространственная мобильность населения, в результате чего существенным образом возрастают и эстетические требования к внешнему облику не только отдельных жилых районов и городов, но и к ландшафту более крупных пространств. Эстетическое восприятие ландшафта территории в той или иной мере формирует общее представление о ней как ее постоянных обитателей, так и временно находящихся здесь людей и оказывает влияние на принимаемые ими частные решения, совокупность которых может затем проявляться в достаточно ощутимой форме. Главный принцип архитектурно-эстетической организации ландшафта — выявление и совершенствование сложившейся архитектурно-ландшафтной структуры объекта районной планировки. Все виды или типы ландшафтов как объекты зрительного восприятия могут быть классифицированы: по степени антропогенных изменений естественной среды и по форме ее преобразования; по характеру и количеству одновременно воспринимаемых элементов ландшафта; по степени выразительности и гармоничности обозреваемых пейзажей и панорам; по эстетической привлекательности с преобладанием особо ценных в эстетическом отношении объектов природного или культурного ландшафта. Условия их восприятия определяются особенностями размещения относительно сети видовых точек и трасс массового обзора (видовых трасс), сложившейся или проектируемой на территории данного объекта. Видовые точки (т. е. площадки, расположенные в доступных для населения местах раскрытия эстетически интересных панорам) принято различать по следующим признакам: по их местоположению, по уровню эстетической ценности раскрывающихся панорам, по интенсивности потока зрителей в различное время дня и разные времена года, по положению в планировочной структуре объекта районной планировки.

Видовые трассы, т. е. коммуникации, с которых значительный поток пешеходов или пассажиров соответствующих видов транспорта может воспринимать окружающие панорамы, также могут быть классифицированы по следующим признакам: по видам движения (пешеходные, различные виды транспорта), по интенсивности потоков пешеходов или пассажиров различных видов транспорта, по месту данной трассы в планировочной структуре объекта районной планировки (ее совпадение или несовпадение с главным или второстепенными планировочными осями объекта). При этом в качестве дополнительных условий, определяющих границы и четкость обзора, целесообразно учитывать характер и скорость движения по трассе, состояние атмосферы в различные периоды времени, возможные углы обзора ландшафта по условиям рельефа, прямолинейности трассы, наличию застройки.

 

Организация жилых районов

Решения для города