Главная
Улично-дорожная сеть

Характерной закономерностью в динамике процессов городского расселения является циклическая смена этапов развития, в которой чередуются становление трудовых связей внутри планировочных районов и появление межрайонных трудовых связей.

Проектируя развитие транспортно-планировочной организации города, важно учитывать, что объективно обусловленное усложнение условий расселения с ростом города — увеличение средних радиусов расселения, дальности поездок и т. д.— в принципе может достаточно эффективно компенсироваться двумя доступными способами: соответствующей организацией планировочной структуры новых и старых районов и введением скоростных линий в систему магистральных улиц и дорог города.

Улично-дорожная сеть — важнейшая из систем, объединяющих город в целостный функционально-планировочный комплекс. Она состоит из низовой сети — подъездов к домам, проездов и жилых улиц, имеющих местное значение, и системы магистральных улиц и дорог, связывающих жилые районы с центром города, с местами приложения труда, вокзалами, городскими и районными стадионами и парками, специализированными центрами обслуживания, а также друг с другом. Система магистральных улиц и дорог — каркас всей транспортно-планировочной организации города.

Первой целью рациональной организации системы магистральных улиц и дорог, с точки зрения их транспортной функции, является сокращение средней длины поездки по городу и общей величины работы городского транспорта. Вместе с тем не приходится сбрасывать со счетов то обстоятельство, что магистральные улицы обеспечивают возможность физически и визуально связать в пространстве главные архитектурные ансамбли и композиционные узлы планировки, вследствие чего они становятся важным архитектурно-планировочным средством композиции городского плана. Сочетать транспортные и композиционные характеристики магистральных улиц и дорог в проектировании генерального плана города — главное в искусстве планировщика.

Магистральные улицы и дороги образуют рациональную систему при условии, что в их начертании в плане города соблюдены три главных принципа:

разделение на категории в соответствии с перспективными размерами движения по ним, определяемыми на основе специальных расчетов;

соподчинение магистралей по категориям;

соответствие решений узлов пересечения (классов пересечений) категориям пересекающихся магистральных улиц и дорог.

Все три принципа взаимосвязаны и применяются одновременно. При проектировании это может осуществляться следующим образом: по наиболее протяженным и нагруженным направлениям прокладываются трассы магистральных улиц и дорог высшей категории (скоростные городские дороги и магистральные улицы непрерывного движения), к которым присоединяются магистральные улицы общегородского значения, а от них отходят магистральные улицы районного значения. Кроме того, магистральные улицы более высокой категории не должны примыкать или иметь своим продолжением (после пересечения или разветвления магистралей) магистральные улицы более низкой категории.

 

Организация жилых районов

Решения для города