Главная
Жилая застройка

Жилая застройка, особенно наиболее плотная ее часть должна быть расположена вблизи транспортных узловых остановок. К каждому жилому , сооружению и ко всем хозяйственным пристройкам, к школам, детским садам и центрам обслуживания должен быть обеспечен проезд. Основные > нормы на проектирование этих проездов основываются на том, что движение будет проходить со скоростью 30 км/ч. Ширина проездов к жилым .сооружениям и хозяйственным площадкам 3,5 м (при одной ленте движения), а к крупным сооружениям, обладающим значительной человекоемкостью 5,5 м (две ленты движения). При этом проезды шириной 3,5 м должны иметь через каждые 100 м разъездные площадки шириной вместе с проездом 6 м и длиной 15 м (по В. А. Черепанову). Следует избегать тупиковых проездов длиной более 150 м, так как они вызывают необходимость движения в прямом и обратном направлении, что увеличивает пробег машины в среднем в 2 раза. При планировке жилых улиц и внутренних проездов необходимо учитывать трассы основных инженерных сетей, рельеф местности и нормальные условия отвода поверхностных вод. Автостоянки и гаражи следует, как правило, располагать у въездов в микрорайоны, чтобы исключить излишнее движение машин по внутренним проездам.

Особенностью современного этапа развития архитектуры является представление о равноценности всех видов застройки жилого района с точки зрения ее художественной ценности.

Не только центр, но и жилые здания, и благоустройство междомовых территорий, и пешеходные внутренние про-ходы — все должно быть подчинено принципам гармоничного построения среды. Однако роль центра и жилых зон в этом гармоничном целом различны.

Разделение композиционных ролей общественных и жилых элементов в жилых районах современного города определено принципами их пространственной организации. Они обусловливают спокойное, «фоновое» решение жилой застройки, расположенной в зелени внутриквартирных пространств, и концентрацию общественных сооружений в общественных центрах как микрорайонного, так и районного масштаба.

Различие композиционной роли рядовых и уникальных градостроительных элементов типично для всех этапов истории архитектуры, но масштабы этой проблемы в современной советской архитектуре выросли в основном под влиянием огромных объемов нового строительства. Это определяет закономерности формообразования массовой застройки. Одной из главных задач современной советской архитектуры стала организация крупных фрагментов застройки города — его новых жилых образований. Объектом творчества является здесь сложная объемно-пространственная система, образованная связанными между собой пространственными и пластическими архитектурными элементами.

Жилой район — сложный организм, включающий десятки различных зданий — жилые дома, школы, детские учреждения, торговые центры, элементы благоустройства. Этот состав архитектурных объемов и пространств жилого комплекса определяет характер, масштаб и пластику его форм, а следовательно и композиционное значение жилых комплексов в общей системе.

 

Организация жилых районов

Решения для города