Главная
Условия промышленного города

Взаимное размещение в плане города промышленных и селитебных районов, центров города, других аспектов притяжения населения — решающая предпосылка создания рациональной системы связей в городе. От этого во многом зависят построение системы транспортных коммуникаций и основные показатели, характеризующие работу транспортной сети по всему кругу транспортно-планировочных критериев.

Рассмотрим условия среднего промышленного города в различные случаи взаимного размещения селитебной и производственной зон по условиям организации общественного транспорта:г

а) в тех случаях, когда некрупные производства или научно-технические предприятия находятся на селитебной территории (случай безвредных производств), транспортная задача решается проще, так как транспортные потоки невелики и рассредоточены по ряду направлений, совпадающих с направлением связей жилых районов с центром города или связей между жилыми районами;

б) в случае размещения предприятий добывающей промышленности за пределами селитебной территории транспортные связи протяженнее, чем в первом случае, и, следовательно, возрастает транспортная работа и время передвижений;

в) транспортная проблема осложняется при концентрации предприятий в двух районах, когда потоки пассажиров имеют ограниченное число направлений и становятся очень значительными на магистралях, подводящих к промышленным районам;

г) особенно невыгодно в транспортном отношении сосредоточение всей основной промышленности города в одном промышленном районе, так как в часы пик весь подвижной состав общественного транспорта концентрируется на ограниченном числе направлений в сторону промышленного и жилого района.

Если два производственных комплекса можно разместить не в одном промышленном районе, а в двух районах, расположенных в противоположных направлениях, то нагрузка общественного транспорта на главных транспортных направлениях в часы пик сокращается почти вдвое.

В транспортном отношении наилучшим способом сокращения как времени, затрачиваемого населением на трудовые передвижения, так и работы общественного и индивидуального транспорта (а значит, и числа подвижного состава, находящегося в эксплуатации) является создание производственных зон внутри селитебных массивов, как бы вкрапленных в селитебную зону.

Расположение основных селитебных зон и центров трудового тяготения населения города предопределяет распределение трудящихся по селитебной территории, по жилым районам, т. е. в основном создает систему расселения населения относительно мест приложения труда. Система расселения рациональна, если средний радиус расселения (среднее расстояние между местом жительства и местом приложения труда горожанина) имеет наименьшее значение, например, среди группы городов одной величины, типа, народнохозяйственного профиля. Рациональная система расселения — важнейший компонент транспортно-планировочной организации города, так как трудовые передвижения (поездки на работу и с работы) составляют наиболее значительную долю в общем объеме передвижений жителей города.

 

Организация жилых районов

Решения для города