Главная
Региональная система мест

Крупные территориально-производственные комплексы с более протяженными устойчивыми производственными связями служат эконвмической базой нескольких групповых систем, образующих региональную систему населенных мест. Так, территориальнопроизводственный комплекс ДонецкоПриднепровского экономического района, выступающий в роли экономической базы соответствующей региональной системы населенных мест, в значительной мере обусловлен 400километровым радиусом активной зоны производственного тяготения к Харькову; в ее пределах в Харьков направляется более 50% всех грузов. Вместе с тем в окружении Харькова складывается локальная группа предприятий, которую можно рассматривать как харьковский территориальнопроизводственный комплекс. В его пределах, примерно совпадающих с Харьковской областью, интенсивность грузооборота вместе с грузооборотом между предприятиями самого Харькова составляет около 20% их общего объема.

В данном случае экономическая база формирующегося харьковского территориально-производственного комплекса достаточна для возникновения на ее основе плановорегулируемой харьковской групповой системы населенных мест, в пределах которой в тесном промышленнохозяйственном взаимодействии с Харьковым должны получить значительное развитие города Змиев, Чугуев, Барвенково, Балаклея, Богодухов, Дергачи, Купянск, Лозовая. Это позволит разгрузить Харьков от ряда непрофилирующих и вредных в санитарном отношении объектов, а также сократить массовый поток «маятниковых мигрантов», ежедневно приезжавших на работу в Харьков.

Такой активный процесс взаимосвязанного территориального развития производства и расселения во многих случаях быстро выходит за рамки зон влияния крупнейших городов и существующих городских агломераций и получает повсеместное распространение, знаменуя собой широкий охват основной полосы расселения страны системами комплексной территориальной организации производства и расселения. Другими словами, формирование территориальнопроизводственных комплексов и групповых систем населенных мест — взаимообусловленные и взаимодополняющие процессы. 

В основе создания рациональной структуры групповых систем населенных мест лежит необходимость формирования единой, комплексной транспортной сети, включающей как внутригородской, так и районный транспорт. Такая сеть может базироваться на скоростном и обычном общественном транспорте с дифференциацией транспортных средств по дальности передвижения и созданием транспортных узлов различного радиуса действия. Единая транспортная сеть групповых систем населенных мест позволяет достаточно рассредоточенно, но вместе с тем концентрированно размещать промышленную и жилую застройку, создает связи, которые снижают затраты времени на передвижение населения, способствует сохранению окружающей среды. Сочетание скоростных видов транспорта с обычными, в том числе с личным автомобилем, делает более удобными перемещения людей во всех направлениях в границах населенных мест.

 

Организация жилых районов

Решения для города