Межхозяйственный уровень |
Ведущим принципом в пространственной организации системы межселенного культурнобытового обслуживания городского и сельского населения является в настоящее время иерархическая ступенчатость, которая характеризуется делением учреждений и предприятий по частоте предполагаемой посещаемости их населением на повседневную, периодическую и эпизодическую. Следует, однако, отметить, что такое сведение к единому стандарту всего разнообразия рационально функционирующих подсистем не всегда позволяет выбрать для каждого конкретного случая и конкретной ситуации свою, наиболее близкую к оптимальной общую пространственную структуру центров межселенного обслуживания. Определение зон влияния центров межселенного обслуживания разного ранга — одна из важных задач перспективного преобразования сложившегося расселения на территории объекта районной планировки. Можно выделить следующие семь уровней пространственной организации и иерархические ранги центров межселенного обслуживания, соответствующие перспективной территориальной структуре систем расселения: внутрихозяйственный, межхозяйственный, районный, межрайонный, областной (краевой, республиканский для АССР), межобластной и региональный (республиканский для союзных республик). Внутрихозяйственный уровень межселенного обслуживания формируется в сельской местности на базе центров хозяйств или при значительной разбросанности поселений, отделений и бригад. Такие местные центры могут иметь от 500 до 10 тыс. жителей и включать в зону своего влияния несколько более мелких поселков с общим населением от 3 до 15 тыс. жителей и более, при этом время доступности определяется в пределах 30 мин пешего хождения или езды на транспорте. Межхозяйственный уровень, формирующийся преимущественно на базе центров сельских административных районов (поселков городского типа, малых городов), имеет расчетную доступность центров обслуживания в пределах 60 мин на передвижение в одном направлении. Областной уровень межселенного обслуживания на базе областных, краевых или республиканских (АССР) центров имеет зону влияния, определяемую радиусом транспортной доступности до 2 ч на поездку в одном направлении, охватывая зону с населением от 200 тыс. жителей и более. Региональный уровень обслуживания базируется на региональных центрах союзного и республиканского значения (столицы республик, отдельные крупнейшие краевые и областные центры с населением, как правило, 0,5—1 млн. человек и более). Основная зона влияния центров этого ранга охватывает обширные территории, находящиеся за пределами двухчасовой транспортной доступности, поэтому посещение этих центров жителями определенной части поселений данной зоны должно быть связано с их временным проживанием на территории городацентра. |
Проекты расселения
- Малые групповые системы
- Экономическая цель
- Малые групповые системы
- Групповые системы
- Задача сдерживания роста
- Региональная система
- Опорный каркас расселения
- Формирование систем расселения
- Долгосрочное планирование
- Развитие населенных мест
- Схема расселения
- Аграрно-промышленная интеграция
- Разделение труда
- Концентрация промышленности
- Размещение производства
- Проектирование
Планировка в градостроительстве
- Сводная оценка территории
- Гидротермическая группа
- Оценка территории
- Территориальные ресурсы
- Координация районной планировки
- Отраслевое проектирование
- Особенность районной планировки
- Отраслевой разрез плана
- Формирование местных групп
- Сеть сельских поселений
- Формирование зональных центров
- Региональная система мест
- Формирование групповых систем
- Достижения градостроительства
Инфраструктура ресурсов
Город как объект проектирования
- Архитектурная композиция города
- Город в системе расселения
- Улично-дорожная сеть
- Система общественных центров
- Функциональное зонирование
- Диалектические отношения
- Численность населения
- Развитие города
- Динамика развития города
- Основные таксономические уровни
- Информационная блочная база
- Функция проектирования
- Назначение системы управления
- Процесс роста города
Функциональная организация города
- Проблемы развития
- Планировочная организация
- Структурные резервы
- Анализ опыта проектирования
- Задачи генерального плана
- Ступенчатое построение
- Социльная жизнь горожан
- Производственные базы
- Комуннально-складская зона
- Места отдыха
- Требования к жилой среде
- Анализ территории города
- Земельные ресурсы
- Территория нового города
Транспортная организация города
- Разработка городского плана
- Задача рассредоточения
- Пассажирские порты
- Развитие системы улиц
- Системы магистральных улиц
- Скоростные дороги
- Категории магистральных улиц
- Улично-дорожная сеть
- Прогнозирование развития города
- Трудовые связи города
- Понятие поле тяготения
- Условия промышленного города
- Функциональные процессы
- Значение городского движения
Жилой сектор
- Осмысление пространственных задач
- Этапы работы над проектом
- Критерии масштабности
- Средства архитектурной выразительности
- Архитектурная организация
- Художественные особенности застройки
- Жилая застройка
- Плотность застройки микрорайона
- Микрорайонный сад
- Схема функционального зонирования
- Структура микрорайона
- Плотность жилого фонда
- Организация системы движения
- Ландшафтные особенности территории
- Застройка жилых районов
- Виды систем учреждений
- Принцип ступенчатости
- Формирование жилых районов
- Основные требования района