Главная
Анализ опыта проектирования

Градостроительные резервы в широком смысле следует рассматривать как ресурсы развития города в различных аспектах. При проектировании целесообразно предусматривать три основных вида градостроительных резервов: территориальные, функциональные и структурные.

Под территориальными резервами понимаются земельные площади и участки, бронируемые для необходимого развития города за проектным сроком, а также в расчете на возможное увеличение темпов роста градообразующей базы и населения в пределах проектного срока; территориальные резервы выделяются также под необходимое увеличение площади застройки в перспективе при увеличении жилищной обеспеченности на душу населения.

Анализ опыта проектирования и реализации генеральных планов городов показывает широкий количественный диапазон территориальных резервов — от 15—20 до 30—40% и более к общему размеру проектной территории города. Единой рекомендации о количественных придержках при выделении территориальных резервов не может быть. В каждом конкретном случае размер резервируемой территории следует выделять, опираясь на перспективы развития города в групповой системе населенных мест, учитывая его экономико-географическое положение, народнохозяйственный профиль. Наибольшие резервы следует назначать для городов — центров систем расселения и для городов в составе важнейших формируемых территориально-производственных комплексов (ТПК), когда в городе размещаются производства, обладающие большой способностью к обрастанию смежными технологическими процессами.

При выделении резервных территорий для расширения крупного города принимается во внимание необходимость регулирования роста крупного города и развития вокруг него на расстоянии удобной транспортной связи, малых и средних городов, обладающих территориальными ресурсами и образующих вместе с крупным городом групповую систему населенных мест.

Под функциональными резервами развития города понимаются главным образом запасы технологических мощностей, а также возможность наращивания мощностей инженерных систем города и транспортной инфраструктуры (запасы пропускной способности магистралей, инженерных сетей, головных сооружений и т. д.). Определение функциональных резервов по своему содержанию является в основном задачей технико-экономической, но важно учитывать, что проектирование без запасов приводит к быстрым и внезапным функциональным перегрузкам уже при небольшом превышении расчетных параметров (темпов роста населения, размеров движения, пассажиропотоков и т. д.). Излишние же запасы мощностей означают неэффективное использование (омертвление) капитальных вложений и материальных ресурсов. Поэтому в решении задачи функциональных резервов необходимо использовать современные расчетные методы (методы теории регулирования запасов, имитационное моделирование, расчеты по методу затраты — эффект), используемые в тесной связи с оценкой конкретной градостроительной ситуации.

 

Организация жилых районов

Решения для города