Главная
Координатный метод расчета

В методическом отношении результаты экспериментальной разработки проекта позволили уточнить метод определения оптимального варианта сети общественного транспорта для нового города, исходящей из минимума средней затраты времени для трудовых передвижений «от двери до двери», т. е. из города в промышленный район и обратно.

Оптимальное решение определяется в результате сравнения ряда вариантов по суммарным затратам среднего времени пассажирами при различной плотности сети общественного транспорта, различном расстоянии между его остановками и различных видах общественного транспорта, включая безрельсовый транспорт и скоростной трамвай. Между сетью общественного транспорта и сетью магистральных улиц в расчетах установлена строгая зависимость, согласно которой среднее расстояние между магистральными улицами принимается кратным или равным расстоянию между остановочными пунктами общественного транспорта. Полученная модель сети по оптимальному варианту еще не является планировочной сетью, так как подлежит творческой переработке с учетом всех местных особенностей и архитектурно-планировочного замысла города.

Как установлено расчетами, средняя скорость сообщения безрельсового транспорта и скоростного рельсового транспорта при одних и тех же расстояниях между остановками приблизительно одинакова, поэтому выбор вида транспорта определяется соответствием его провозной способности и мощности пассажиропотоков на выходах из города в промышленный район. Ввиду сложности прокладки трамвайных путей через развязки в разных уровнях, предназначенных для автомобильного движения, желательно ограничиться в городских узлах автобусным движением. Если же трамвай необходим, то сети его по возможности не должны иметь левые повороты в узлах. При всех условиях следует предусматривать не менее двух-трех выходов в промышленный район.

При выборе видов транспорта существенное значение имеют технико-экономические расчеты их рентабельности. В экспериментальном проекте для нового города применена методика расчета, учитывающая капитальные затраты и эксплуатационные рас-ходы на средства транспорта и дороги. Расчеты показали, что в данном городе на 175 тыс. жителей сооружение трамвая более экономично (при двух дорогах в промышленный район), чем организация автобусного сообщения, требующего по лимиту провозной способности трех выходов (дорог) в промышленный район.

В процессе разработки экспериментального проекта был использован так называемый координатный метод для определения варианта наиболее целесообразного взаиморазмещения селитебных и промышленных территорий по критерию транспортой доступности с расчетами на электронно-вычислительной машине. По каждому варианту на ЭВМ (по программе ЦНИИП градостроительства) производился расчет суммарной транспортной работы, а также средневзвешенной дальности поездок. Наилучший вариант обеспечивает сокращение этих показателей примерно на 5—10%.

 

Организация жилых районов

Решения для города