Главная
Формирование групповых систем

Формирование групповых систем связано с возникновением нового вида взаимосвязи городов и сельских поселений. Развитая транспортная инфраструктура групповых систем обеспечивает населению сельских населенных мест, входящих в такие системы, нормальную доступность образовательных и культурных центров.

Возникает реальная однородность культурно-творческих условий городской и сельской жизненной среды. Интенсивные связи с городскими центрами способствуют значительному ускорению процесса перевода сельскохозяйственного производства на промышленную основу. Развитая транспортная групповая инфраструктура позволяет также сменить место приложения труда в межсезонный период без изменения места жительства.

В условиях научнотехнического прогресса ведущей формой размещения производительных сил становятся территориальнопроизводственные комплексы (ТПК), образование которых резко стимулирует создание единой инфраструктуры населенных мест всех типов. В связи с этим новые места приложения труда в большей степени сосредоточиваются в конечных отраслях обрабатывающей промышленности, науки, в образовании, сфере услуг. Эти отрасли народного хозяйства, вопервых, тяготеют к совместному размещению и, вовторых, весьма требовательны к качеству городской среды.

В целом современные особенности развития и пространственной концентрации градообразующих факторов способствуют переходу от относительно автономного развития экономической базы отдельных городов к формированию единой экономической базы групп взаимосвязанных населенных мест. Так, крупные комплексные заводы, которые до последнего времени способствовали территориальной концентрации промышленности, постепенно преобразуются в комплексы специализированных и кооперирующихся предприятий, представленных территориальноотраслевыми производственными объединениями. Для них все более характерной становится структура, основанная на взаимодействии головного предприятия, расположенного в центральном городе, и специализированных филиалов, находящихся в зоне влияния центрального города. Размещение филиалов в зонах влияния городовцентров — одно из условий экономической эффективности работы производственных объединений. По расчетам специалистов, в городах, находящихся в зоне влияния крупнейшего города с численностью населения 1000—1300 тыс. человек, возможно и экономически эффективно в течение перспективного периода организовать до 25—30 филиалов головных предприятий с числом занятых 40—50 тыс. человек и 8—10 предприятий промышленного обслуживания с числом занятых 10—15 тыс. человек. Это поможет значительно сдержать темпы роста крупнейшего города и добиться преимущественного развития населенных мест в зоне его интенсивного влияния.

 

Организация жилых районов

Решения для города