Главная
Разработка городского плана

При последующей детальной разработке городского плана важную композиционную роль играет система магистральных улиц и дорог. Применяясь к рельефу местности в начертании и трассировке улично-дорожной сети, можно найти решение, которое способствует выявлению геоморфологии и структуры ландшафта, придает индивидуальность, своеобразие всей композиции плана, обеспечивает разнообразие его частей и фрагментов.

Композиции городского плана придают разнообразие такие признаки системы магистральных и местных улиц, как, например, наличие различных по конфигурации и начертанию фрагментов плана; изменение модуля и густоты сети улиц в различных по насыщенности движения частях городского плана; разнообразие узлов улич-но-дорожной сети по их конфигурации, рисунку и числу примыканий и т. д. Нередко в композиции плана одного города находят применение регулярные и нерегулярные сетки улиц в различных сочетаниях в зависимости от времени возникновения частей города, композиционных условий их размещения, топографии местности.

Глядя на план города, представленный одной только «паутиной» его улиц и магистралей, почти всегда можно безошибочно определить, где расположен центр — по сгущению линий в центре города, по особой центральной ориентации магистральных направлений и по другим характерным признакам, разумеется, при условии, что перед нами — пример настоящего градостроительного искусства, будь то исторический естественно сложившийся город или город, подвергшийся планомерной реконструкции, либо, наконец, хорошо прорисованный план совершенно нового города. Точно так же можно распознать расположение и других важных композиционных узлов и градостроительных ансамблей. Все это говорит о необходимости активно использовать при проектировании высокую композиционную значимость городских улиц и магистралей.

Не менее существенна роль системы магистральных улиц в функционально-планировочной организации города. -Система магистральных улиц и дорог не только выполняет функцию связей, но и членит городскую территорию на функциональные зоны (промышленно-складские районы, зоны спортивных комплексов, центральное ядро города, зона отдыха, парки, сады и пр.), а также разделяет селитебную зону города на планировочные, жилые районы и микрорайоны. При этом плотностью застройки определяются пассажиропотоки и размеры движения автотранспорта. В свою очередь размеры движения автотранспорта должны определять плотность магистральных улиц и дорог по категориям, а тем самым и величину илых образований по территории и численности жителей в них.

Таким образом, начиная от общего решения плана города и кончая детальным проектированием застройки, между транспортными и планировочными вопросами проектирования существуют прямые и обратные связи. Они находят рациональное решение в единстве транспортной и планировочной организации города, в композиции плана.

 

Организация жилых районов

Решения для города