Главная
Структурные резервы

Под структурными резервами понимается главным образом дублирование разного рода структурных элементов города и его частей, а также возможность создания в перспективе таких дублирующих элементов. Опыт показывает, что гибкость (эластичность) общего планировочного решения, его способность воспринимать возникающие в ходе реализации проекта изменения в развитии города, как правило, всегда выше в том случае, когда:

основное направление территориального развития продублировано дополнительным (дополнительными) направлением (направлениями);

в составе производственной зоны города независимо от его расчетной величины и профиля предусмотрены не один, а два или несколько производственных районов (территорий, узлов), пригодных для размещения предприятий и объектов (промышленных, научно-производственных, научных и пр.) с различными градостроительными требованиями и условиями размещения;

к основным местам приложения труда, центрам массового отдыха ведут не одна, а две (несколько) магистрали и линии транспорта;

в составе территорий и узлов общественного назначения имеются такие, которые пригодны для многофункционального, многоцелевого и смешанного использования.

Структурные резервы могут выступать в виде заранее запланированной трансформации элементов города. Например, создание в перспективе магистралей скоростного движения может быть обеспечено резервированием соответствующих полос в озелененных разрывах между селитебными (жилыми) районами. Резервируется и размещение дополнительных узлов внешнего транспорта, создание которых пока не планируется, но не может быть исключено на перспективу, в том числе за расчетным сроком.

Анализ практики позволяет обобщенно представить следующие основные виды территориально-планировочного развития:

непрерывное развитие всех зон (город растет как единый компактный комплекс);

дискретное (прерывное) развитие зон города (город растет рассредо-точенно);

комбинированное развитие, сочетающее оба указанных вида.

При непрерывном развитии города возникает проблема обеспечения удобных и быстрых трудовых связей с увеличением расстояния между расширяющимися жилыми и промышленными районами. Она решается созданием функциональных резервов в виде соответствующих магистралей и видов транспорта, которые могут обеспечить интенсификацию и ускорение сообщения на поздних этапах развития.

Комплексным сочетанием территориальных, функциональных и структурных резервов характеризуется открытая планировочная организация города, допускающая возможность значительного развития всех основных параметров города и изменения его планировочной структуры в ходе развития.

 

Организация жилых районов

Решения для города