Главная
Трудовые связи города

Чем компактнее селитебная зона и равномернее плотность застройки, тем при прочих равных условиях (величина города, профиль города, число промышленных районов) относительно более равномерный характер принимает расселение. При расчлененной структуре города в каждом крупном планировочном райне часть трудовых передвижений замыкается внутри района, образуя замкнутый баланс расселения, а часть реализуется в межрайонных перекрестных двязях, образуя открытый баланс расселения. В транспортных расчетах общегородских передвижений, основанных на закономерностях расселения, для каждого крупного планировочного района города прогнозируется сальдо отправлений — прибытий пассажиров городского танспорта. По величине этого показателя тот или иной планировочный район может быть охарактеризован преимущественно как район отправления или район прибытия. Естественно, что более дробные, однофунк-циональные части города являются или районами отправления (жилые районы), или районами прибытия (промышленные районы).

На характер внутригородского расселения существенно влияют фактические различия в скоростях передвижений по различным направлениям и участкам системы магистральных улиц и транспорта. Вдоль скоростных векторов, где затраты времени на единицу пути меньше, чем на других направлениях, изолинии, характеризующие зоны затрат времени на передвижения, вытягиваются, зоны расселения удлиняются, городское пространство (в восприятии горожанина) как бы сжимается. Понимание механизма расселения имеет значение не только для транспортных расчетов, но и для общей планировочной организации города. Планировочная структура города — это прежде всего то или иное пространственное распределение (вид) трудовых связей между производством и жилыми районами. Взяв этот признак за основу, можно выделить три принципиальные схемы планировочной организации:

разделение города на промышленную и селитебную зону без привязки групп жилых районов к тому или иному промышленному району. Трудовые связи имеют открытый характер и направлены из селитьбы к промышленным районам;

образование комплексных селитебно-промышленных районов, где в структурной единице города (комплексном районе) объединяются промышленный и жилой районы, места отдыха и общественный центр городского ранга. Но трудовые связи и в этом случае не замыкаются внутри своего района, так как определенная часть их всегда носит перекрестный, межрайонный характер;

интегрированный тип — размещение производственных (промышленных, научно-производственных или научно-исследовательских) районов среди жилых районов в виде упорядоченной сети без выделения комплексных селитебно-производственных звеньев. Трудовые связи города имеют единый характер и в основном осуществляются в пределах селитебной зоны.

 

Организация жилых районов

Решения для города