Главная
Рекреационное обслуживание

В советской градостроительной науке, как и во многих смежных областях знаний, в качестве рациональной схемы организации сферы общественного обслуживания на территориях различного масштаба принята ступенчатая система обслуживания, предполагающая формирование центров услуг по принципу частоты пользования учреждениями (это определяет их ступень, или ранг) и определенную структурную соподчиненность центров обслуживания. Ступени (или ранги) обслуживания, как правило, связываются с административным, экономическим и планировочным районированием. Очень важно учитывать взаимосвязь сферы услуг с производственной инфраструктурой, поскольку объекты последней нередко имеют близкие со сферой услуг радиусы обслуживания прилегающей территории. Предположения по пространственной организации сферы обслуживания населения на стадии районной планировки играют роль при разработке градостроительной концепции планировочной организации города. Расселение, существующее в районе, положение города в системе межселенного обслуживания существенно влияют на масштабы развития сферы обслуживания и размещение центров услуг в плане города.

Рекреационное обслуживание в районной планировке играет также немаловажную роль. Основой формирования районов преимущественно реакреационной специализации является наличие рекреационных ресурсов и социальноэкономических предпосылок их вовлечения в экономическую сферу. Впервые курортное хозяйство и туризм были включены как народнохозяйственная отрасль экономики района в схему районной планировки Южного берега Крыма еще в 1934 г. Рекреационное обслуживание с того времени значительно расширилось и имеет все основания стать важной специализированной отраслью — так называемой индустрией отдыха.

Инженерная инфраструктура района, т. е. совокупность транспортных, водохозяйственных, энергетических и других коммуникаций и учреждений, обслуживающих социальноэкономический комплекс района и способствующих эффективному его функционированию, представляет собой чрезвычайно важную и сложную для проектирования систему. Сложность планировочной структуры большинства районов предопределяет и трудности в функциональном использовании их территорий. В этих условиях выбор рациональных трасс транспортных и инженерных коммуникаций, местоположение соответствующих сооружений и устройств диктуются не только их функциональным назначением, но и стремлением «вписать» их в планировочную структуру района, увязав с важнейшими функциональными зонами.

 

Организация жилых районов

Решения для города